ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ
Посейте привычку, и вы пожнете характер. В этих словах, ставших поговоркой, отражена чрезвычайно важная роль привычек в формировании личности человека. В том числе и совсем маленького — ребенка первых двух - трех лет жизни.
В этом возрасте малыш еще не в состоянии осмыслить правила и нравственные нормы поведения. Но он будет поступать в соответствии с ними, если вы поможете ему выработать необходимые привычки. Приучите, например, ребенка самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, и он привыкнет трудиться еще до того, как поймет, что труд является обязанностью каждого члена нашего общества. Тем самым вы заложите основу для формирования трудолюбия.
Приучите малыша содержать в порядке игрушки, пользоваться носовым платком, салфеткой, складывать снятую перед сном одежду, и вы воспитаете у него аккуратность и опрятность. Выработайте привычку следовать определенному распорядку дня, и появится собранность, а эта черта характера так пригодится в дальнейшем — облегчит учебу, поможет добиться успеха в труде. От того, воспитаете ли вы у малыша необходимые гигиенические навыки — мыть перед едой руки, не брать в рот упавшую на пол конфету, ежедневно делать утреннюю гимнастику и т.д., — будет в немалой мере зависеть состояние его здоровья. В младенчестве закладывается важнейшее умение жить по режиму. Но с возрастом надо укреплять привычку к режиму. Хотя на втором году распорядок дня малыша меняется, правило в определенный час ложиться спать, вставать, есть, идти гулять и т. д. должно сохраняться. Режим организует поведение малыша, и он без капризов и возражений делает то, что предлагают родители. А это порождает у него ощущение благополучия, внутреннего комфорта.
На втором году жизни возрастает стремление ребенка к самостоятельности. Не упустите этот благоприятный момент, чтобы выработать у него привычки, необходимые для элементарного самообслуживания.
Конечно, порой легче и быстрее умыть, одеть, накормить ребенка, чем видеть, как он медленно и неумело пытается справиться с этим сам. Но большую ошибку допускают те родители, которые, не имея выдержки, стремятся все сделать сами. Сейчас малышу все в новинку, а то, что привлекает новизной, что интересует и радует, выполняется охотно. Напрягая свои силенки, он старается, например, натянуть носок и торжествует, когда это ему удается. Позднее, когда психическое и физическое развитие ребенка достигнет более высокого уровня и потребность в самостоятельности найдет удовлетворение в более сложных действиях, такие простые «операции» перестанут его привлекать, и прививать навыки самообслуживания будет значительно труднее. А главное — ребенок усвоит, что его полностью обслуживают другие.
Прежде чем добиваться, чтобы какое-то действие вошло в привычку, научите малыша хорошо его выполнять. Сначала покажите, замедляя свои движения, что и как нужно делать, а если этого окажется недостаточно, — помогите: положите свою руку поверх его ручки и действуйте вместе.
На первых порах обязательно следите, чтобы ребенок тщательно и правильно делал то, за что берется. Иначе может образоваться и закрепиться ошибочный навык, а переучивать всегда труднее, чем с самого начала учить правильно. С полутора лет надо приучать ребенка снимать и надевать одежду в определенной последовательности и аккуратно складывать ее. Пусть у него, например, войдет в привычку, раздеваясь, снимать сначала обувь, а потом штанишки, а надевать их в обратном порядке. Это очень важно с гигиенической точки зрения.
Приобретая те или иные навыки, ребенок одновременно познает окружающий мир. И, неожиданно делая для себя открытия, нередко отвлекается. Вы намереваетесь, например; научить сына мыть руки (к этому тоже пора приступать, когда ребенку исполнится полтора года). Но, пораженный журчанием прозрачной струйки воды, ее прохладой и самим ее появлением из крана, малыш вместо того, чтобы мыть руки, пытается захватить в кулачок неуловимую струйку или, случайно закрыв отверстие пальчиками, вдруг устраивает «фонтан».
Чтобы малыш не превращал умывание в забаву, предоставьте ему возможность сначала познакомиться со свойствами воды: налейте ее в тазик, дайте ребенку пластмассовых уточек, рыбок, черпачок для их вылавливания, пусть насладится этой увлекательной и полезной игрой. А теперь — за дело. Подставьте к умывальнику скамеечку, если ребенок не дотягивается до крана, засучите рукава одежды, чтобы вода не заливалась в них и не вызывала неприятных ощущений (потом он привыкнет это делать сам), покажите, как мыть руки. Сначала пусть только подставляет их под струю воды, потом научится потирать одной ладошкой другую, а затем уже — мыть с мылом и вытирать.
Умывание не только гигиеническая, но и закаливающая процедура, поэтому приучайте ребенка умываться и мыть руки водой комнатной температуры, а не теплой и тем более не горячей.
Еще о некоторых правилах. На улице, в транспорте нередко можно увидеть ребенка, жующего яблоко, печенье, пирожок. Порой увидишь и такое: купив фрукты, родители тут же, наскоро обтерев их носовым платком, дают ребенку. И он привыкает к тому, что можно есть где попало и совсем не обязательно мыть перед едой руки, и не будет беды, если фрукты съесть немытыми. А беда как раз может быть: такие привычки чреваты кишечными инфекционными заболеваниями.
В привычках заложены и корни нравственности. Ребенок не рождается злым или добрым, обманщиком или честным. Нравственные качества, как и другие черты характера, ему предстоит приобрести. И в этом тоже весьма существенную роль играют привычки.
Десятимесячный карапуз уцепился за дедушкин нос и теребит его. «Ну и силач!» — умиляется дедушка. Через год тот же малыш топает ножкой, требуя дедушкины очки. «Такой любознательный!» — уже с меньшим умилением, но пока еще с гордостью заявляет дедушка. А еще через год, встретив какое-то возражение со стороны дедушки, внук бросается на него с кулачками. «Своенравный бесенок!» — теперь уже возмущается дед. А своенравным ребенок стал только потому, что привык: ему все дозволено. И если так будет продолжаться — вырастет злой, не уважающий других мальчик, а потом и мужчина.
Чтобы этого не случилось, чтобы ребенок стал отзывчивым, добрым, приучайте его сызмальства сочувствовать тому, кто упал, ушибся, независимо от того, кукла это или человек.
— Танечка упала, — говорите вы ребенку,— ей больно, погладь ее по головке, пожалей.
«Успокаивая» упавшую куклу, вы воспитываете у малыша привычку сочувственно относиться к окружающим. Пусть ребенок рано привыкает и заботиться о других: как только это станет ему по силам, просите его приносить домашние туфли вернувшимся с работы родителям, помогать бабушке и т. д.
Уже на втором году жизни приучайте ребенка делиться с окружающими сладостями, игрушками. Позже, устраивая детские праздники, отводите ему роль гостеприимного хозяина, угощающего и одаривающего вместе с вами гостей. Поощряйте его щедрость, не журите за расточительство. Привычка, не скупясь, делиться с другими, которую вы сформируете у ребенка, станет залогом того, что из него не вырастет стяжатель.
Привычки складываются постепенно, для этого надо, чтобы то или иное действие, тот или иной поступок многократно и систематически повторялись. Сначала малыш поступает так, как вы ему показываете и подсказываете, а со временем у него появляется уже потребность поступать именно так, как вы учили.
Но пока привычка не закрепится, ребенок нуждается в указаниях и контроле старших. И очень важно, чтобы все члены семьи были едины и последовательны в предъявляемых ему требованиях. Если один из них отменяет то, что считает необходимым другой, если сегодня вы разрешаете ребенку то, что запрещали вчера, если, наконец, предложив что-то сделать, тут же забываете об этом, прочной привычки у него не выработается. Не менее важно поощрять добрым словом, лаской, но не вознаграждением (вот тебе конфетка!) за то, что он поступил так, как должен был поступить. Привычка получать награду в конечном итоге порождает нехорошую черту характера — торгашество. Если же ребенок поступил неправильно, выразите неудовольствие. Двух - трехлетние дети обычно очень чутко реагируют на неодобрительный тон старших. Но не наказывайте — любое наказание в этом возрасте совершенно нецелесообразно и вредно. Добивайтесь своего спокойно: раздражительность, нервозность, муштра — плохие помощники в воспитании.
Порой у ребенка появляются ненужные, некрасивые и даже вредные привычки. Откуда они берутся?
Одна из основных причин — отсутствие целенаправленного и своевременного воспитания привычек полезных. Если, например, в семье не установлен определенный режим дня, ребенок привыкает к беспорядочному образу жизни. Если для каждой из его игрушек не отведено определенное место, он где попало разбрасывает вещи, оставляет одежду.
Нередко путь к нежелательному в поведении ребенка открывает дурной пример взрослых. Если отец, спеша на работу, на ходу дожевывает бутерброд, не удивляйтесь тому, что и малыш станет расхаживать с куском в руке. А многие привычки мы, взрослые, сами буквально навязываем ребенку. Приучаем, например, засыпать при покачивании, под пение колыбельной, в присутствии кого-нибудь из родителей. А ведь подобные «снотворные» совершенно не нужны, сон — естественная потребность.
Другой пример — кормление под аккомпанемент песен, сказок, уговоров. Из-за того, что родители не считаются с тем, что у маленького ребенка возможны вполне естественные колебания аппетита, они идут на любые ухищрения, лишь бы съели малыши побольше, а у тех в результате нередко даже при одном только виде пищи возникает рвота.
А сколько некрасивых привычек бывает у детей из-за неудобной одежды или неудачной прически! Это и подергивания плечами, головой и неловкая походка. В таких случаях необходимо как можно скорее устранить причину.
Раннее детство только начало воспитания. И значительно легче развивать и продолжать то, что уже приобретено, чем переучивать ребенка, ломать нежелательные привычки.
Информация взята в журнале "Здоровье" 03.1979г.